Дети дошкольного
возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного
произношения, словоупотребления, построение фраз, но также и те
несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи
воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с
ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного
языка. Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости,
должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной,
доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных
обозначений.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности,
вызывает интерес у детей, заставляет их сопереживать, надолго запомнить
содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций,
может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии
недочётов в ней стремиться к их устранению.
Чтобы знать о совершенстве собственной речи, воспитателю необходимо
прислушиваться к замечаниям товарищей.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной,
ясной отчётливой речью.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями,
достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать,
следить за её содержанием, запоминать текст. Кроме того, речь воспитателя
должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к
детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно
пользоваться, беречь от перенагрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо
развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на
следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь , т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
- Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
- Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий